HD Сельский час, выпуск 216 - ЗАСУХА В ГОЛОВАХ, А НЕ В ПОЛЯХ

Сельский час, выпуск 216 - ЗАСУХА В ГОЛОВАХ, А НЕ В ПОЛЯХ
00:38:26

СЕЛЬСКИЙ ЧАС

В проекте 34 видео

ЗАСУХА В ГОЛОВАХ, А НЕ В ПОЛЯХ

СЕЛЬСКИЙ ЧАС с Игорем Абакумовым, выпуск №216 от 13 июля 2024 года

Возрастная категория: 12+

От редактора

Хорошие новости из Минсельхоза России: Оксана Лут начала путешествовать по регионам и посещать хозяйства. Надеюсь, узнает много нового. Однако надо бывать не только у «крупняка», а то посетила министр большое овцеводческое хозяйство, а следом инициатива — ввести ограничения для мелких овцеводов. Для того человеку даны два уха, чтобы слышать и слева, и справа, а не чьи-то одни хотелки.

Добрый день, великий народ! Вы смотрите «Сельский час» — программу о селе и его обитателях. С вами Игорь Абакумов.

1:00 Сегодня в программе

— Засуха в головах, а не в полях. Поля с плугом и без него

— Кто оставил без воды села Ставрополья?

— Русский тяжеловоз: ликбез для Минсельхоза

Новости

1:35 Ярославская область: фермер Павел Корчиго рассказывает о сложностях сенозаготовки в период дождей.

3:21 Вячеслав Рожнов (ООО «Агро-Н») из Ульяновской области избавляется от ненужной растительности в малиннике с помощью «куриного трактора» или «Малины No-Till»: поставил на огороженной площадке домик для телят, поселил в нем старых кур. Нестись они, может, и не все несутся, зато «к осени здесь будет черный пар и малина расти»!

4:59 Традиционное включение из СПК «Зимницкий» в Брянской области: Алексей Колбасов о пополнении у… павлинов.

Слово Абакумово

6:15 в ставропольских селах настоящая беда — нет воды, чтобы попить, сварить, помыться и постирать. Про жару не надо нам рассказывать — там не полярный круг. Проблема водоснабжения на селе нарастала не одно десятилетие. И не надо делать круглые глаза, будто об этом не знали.

12:04. Интересно, насколько изменится риторика министра после посещения хозяйств, когда она услышит и мнение со стороны про свою работу. По крайней мере, наши аналитики стараются помочь, как могут.

19:41. Нас часто упрекают, что мы пропагандируем ноу-тилл по поводу и без повода. Отказ от пахоты – не наша прихоть: всё больше и больше земледельцев ставят плуг в музей. Особенно там, где большие риски засухи. Сегодня, когда температуры на почве доходят до 50 градусов, преимущество No-Till просто очевидно. Мы добрались до хозяйства в Крыму, где плодородной почвы всего 10-20 сантиметров, а ниже — голимая скала. И был всего один дождь с Нового года. И ничего, живы, сеют, не плачут и страховок не требуют.

26:20. Надеюсь, теперь никто больше не скажет, что мы продвигаем ноу-тилл: мы показываем реальный опыт работы в жару и без воды. И реальный результат. Вот такого результата просят люди и даже искусственный интеллект в письмах из деревни.

28:36. Мы, как можем, стараемся помочь новому министру не попадать впросак, когда она слушает странных советников, которые явно не в курсе дела. Вот нехорошо так вышло с породой лошадей тяжеловоз. Рассказываем о лошадке специально для министра.

Наш репортаж

6:35 И ни туды, и ни сюды

Пять дней нет воды в части села Дивное на Ставрополье. В другой половине напор оставляет желать лучшего. Поэтому местные жители вынуждены караулить водовозы, которые администрация подключила к доставке воды населению по графику. Но воду привозят не всегда.

Вода для снабжения села берётся уже много лет из каналов, построенных ещё при советской власти. Сегодня канал проходит под трассой, забор воды из канала для подачи в отстойники-водоёмы, а дальше на очистку. Водовозы набирают воду на колонке. Это всё, что может сегодня сделать местная власть, — расчистить питающие эту местность водой канавы они не имеют права, ведь канал — собственность федеральная. Но у ФГБУ руки почему-то не доходят. Местные жители уже сами готовы почистить эти заросли, а другие говорят и о необходимости реконструкции водопровода. Реконструкцию местный водоканал публично пообещал. А пока в мессенджерах жители Дивного и окрестности спрашивают друг у друга, как правильно копать колодцы.

20:17 Не учи природу

Директор крымского ООО «Сезам-Агро» Сергей Перепелица уверен — Человек никогда не будет умнее природы, и, если с ней сотрудничать и подражать, всё получится. Доказательства предъявляет наглядные: вот у соседей лен по пахоте, а рядом – лен без вспашки: на гектар этого цветущего поля уходит чуть больше 20 л дизтоплива — это большая экономия! Люди не каждый день пыль глотают – тоже экономия. И она «бьется» даже при снижении урожаев: один трактор «Кировец» и один механизатор справляется с посевной на 2.000 га. Перейти на No-Till заставила жизнь: когда здесь все погорело, у соседа с технологией без вспашки все осталось целым, решили присмотреться к технологии поближе. И решились. Перешли на новую технологию за год и с первого же года получали урожаи не ниже предыдущих. Сократилось и применение химии: если почва остаётся здоровой, она сама себя защищает.

28:55 Не продбезом единым

Для Елены Телешовой лошади — и работа, и увлечение, и страсть. В ее хозяйстве нашли разводят советских тяжеловозов, которых вывели на Нижегородской земле. До распада Советского Союза порода разводилась на государственных конных заводах, а потом, как и другие породы, стали выживать только благодаря энтузиастам: сегодня маток советских тяжеловозов в России около 200 голов. Вот и банк семени был утрачен, так что сейчас его начали создавать его заново.

Советский ходит под верхом, таскает любые грузы (телеги, санки, экипажи), может выполнять трелевочные работы, и лошади Елены это умеют. Вокруг ее конюшни 2000 га были в очень запущенном состоянии, и первично их обработали именно лошадьми — техника банально вязла. Но трелевка – непростая работа, и лошадь готовится к ней около 8 лет.

Пусть это не «продбез» — как пытаются объяснить отсутствие интереса у Минсельхоза к коневодству, но именно кобыла породы советский тяжеловоз дала максимальное количество молока за лактацию, да и без прилития крови тяжеловозов выход мясной продукции в хозяйствах, которые занимаются производством конины, гораздо ниже. Кто скажет, что это не продовольственная безопасность? Поддержка же остается условной – 8 тысяч на кобылу в год.

Конюшня же поддерживает жизнь в деревне: хозяйство является центром протяжения людей из деревни, где раньше проживали только дачники. Кроме развития сельских территорий это еще и вопрос темы сохранения культурного наследия – как считают в других странах.

Коневодство не несёт коммерческой выгоды — в плане племенной работы, но ипподромы не могут сохранить коневодство – это стадион для проверки качеств призовых пород. Да и энтузиазм не вечен, и, если всё оставить, как есть, в ближайшем будущем некоторых отечественных пород может не стать.

Реплики экспертов

12:19 Александр Корбут, аграрный аналитик

Приказано расти!

Инвестициям приказано вырасти к 2030 году на 60%. Значимая задача — без инвестиций технологическое развитие и суверенитет обеспечить сложно. Цифра огромная — объём инвестиций должен составить более двух триллионов рублей, причём и в сельское хозяйство, и в «пищевку». Если сравнивать с предыдущими шестью годами, то объём ежегодных инвестиций должен вырасти практически в два раза. Как будет обеспечен этот рост? Инвестиции в АПК — это в основном инвестиции сельского хозяйства — почти 60%. У пищевки и напиток видимо испытывают с этим определённые проблемы. Более 65% инвестиций по сельскому хозяйству и 75% по пищевой промышленности обеспечиваются за счёт собственных средств. А пошлинные ограничения лишают источников инвестиций сельское хозяйство. Остаются только субсидированные кредиты банков. А один потенциальный источник — не совсем правильно.

История субсидированных кредитов показывает, что ежегодно 85-87% выделяемых средств идут на поддержание субсидий по ранее выданным кредитам, то есть на новые кредиты всё идёт по остаточному принципу и доступность кредитов невысока. И в основном их получают агрохолдинги. Что делать? Есть два решения задачки: снять ярмо — ограничение цен на зерновые, масличные и на всю сельхозпродукцию, чтобы появились собственные средства, возможно увязав это с жёсткими требованиями по объёму инвестиций. И второе – агрохолдинги: огромные предприятия имеют хорошие финансовые и юридические службы, почему бы им не перейти на инвестиции за счёт выпуска облигационных займов? Такой опыт есть, и он мог бы быть более распространённым.

16:17 Светлана Щепёткина, ветеринарный врач — эпизоотолог

Двадцать лет спустя

Цикл просветительских выпусков по ветеринарии, посвящённых двадцатилетию Россельхознадзора. Комментируем ответы руководителя службы Сергея Алексеевича Данкверта в интервью Интерфаксу.
СД: Двадцать лет назад министерство сконцентрировало надзорные функции в области ветеринарии и фитосанитарии, а до того все было разрознено — один замминистра курировал ветеринарию, другой – фитосанитарию!

На самом деле: главный ветеринарный врач, главный государственный ветеринарный инспектор страны никогда не подчинялся никаким замам, а только напрямую министру сельского хозяйства и назначался по его представлению правительством Российской Федерации. Эта функция ликвидирована в 2011 году. Уже в марте того же года появился перечень заразных болезней животных, в соответствии с которым должны осуществляться предупреждение и ликвидация заразных и иных болезней животных. Пользоваться им невозможно — он хаотичен бессистемен, к нему нет ветеринарных правил. Да вот даже третьим пунктом стоит чума крупного рогатого скота, ликвидированная в СССР в 1929 году! Но работать по этому перечню и не нужно! Ведь функция Россельхознадзора — только контроль и надзор.

В историческом плане подобная структура существовала – ее организовали 20 июня 1937 года как Всесоюзную ветеринарную инспекцию Министерства сельского хозяйства, которая контролировала выполнение требований ветеринарного устава СССР. Его сегодня заменяет закон о ветеринарии. В период деятельности этой инспекции большое количество учёных, руководителей и рядовых ветеринарных врачей были незаконно осуждены как враги народа, и в последующие годы структура была ликвидирована сразу после войны — в мае 1945 года.

В 2022 году в отношении 2.800 государственных ветеринарных врачей были приняты административные меры, про уголовные дела вы тоже знаете. Мне интересно, кто продолжает разрушать ветеринарию в стране!

26:38 ИИ: Послушай Нюшу

Слышала Нюша, что в Москве воду можно пить прямо из-под крана. А вот на селе другой воды, кроме как из колодца или скважины. Да ту скважину еще пробури — 3.000 рубликов за метр, да насос купи, да трубы проложи, да фильтры. Поддержать бы надо сельские территории!

37:29 Вместо послесловия

И на посошок. Когда мне говорят о засухе в России, я вспоминаю пустыню в Израиле, которую оросили по капле из опреснителей. Это была грандиозная инвестиционная программа государства и частного бизнеса. Поэтому не надо тыкать пальчиком в страховые компании и надеяться, что их копейки что-то решат – засуха не в полях, засуха в головах.

Если равным образом субсидируются пахота и No-Till, если никого не посадили за порушенные гидроузлы, если разворованы деньги на возрождение Волги, то это тема не для метеорологов, а для Следственного комитета. Похоже, иными путями засуху не победить.

В любую погоду!

12:59
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.